Грамотейка

Педагогический работник Горбачева Оксана Анатольевна.
Педагогический работник
Горбачева Оксана Анатольевна

Пояснительная записка

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески  мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть базовыми знаниями и умениями. Среди которых следует выделить освоение ребенком элементов грамоты. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития.

Актуальность разработки программы кружка «Грамотейка» заключается в том, что она является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Практический  опыт  работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет   развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также  появляется  интерес к буквам и желание научиться читать. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

График работы : 1 раз в неделю. Вторник 9.00 - 9.25.

Цель: подготовка дошкольников к обучению грамоте.

Задачи:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Формирование умения владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков, мелкой моторики.
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Предполагаемые результаты:

-)  Ребенок владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение».

-) Умеет определять в слове первый, последний звук, наличие заданного звука в слове;

-) Сформировано действие интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.

-) Различает гласные, твердые и мягкие согласные.

-) Называет слова с заданным звуком.

-) Умеет производить звуковой анализ и синтез словосочетаний, слов.

-) Ориентируется на листе бумаги в клеточку.

-) Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Перспективный план работы

№ пп

Тема

Программное содержание

Подготовка руки к письму

сентябрь

1

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков; учить детей запоминать и выполнять двух-, трех-, четырех– и пятиступенчатые инструкции.

Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик)

Цель: Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

2

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить детей вслушиваться в окружающую речь и речь собственную; определять направление звука; развивать координацию и темп речи; учить запоминать и выполнять инструкцию.

Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор)

Цель: Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

3

Произношение.

Звук [а]

Закреплять знания детей об органах артикуляции; учить четко произносить звук [а]; выделять [а] из ряда гласных звуков; развивать внимание и память.

Штриховка (Автобус)

Цель: Учить проводить линии слева направо, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

4

Произношение.

Звук [а]

Продолжать учить четко произносить звук [а]; выделять [а] из ряда гласных звуков; выделять звук [а] в начале слова; соотносить звук с символом; развивать координацию и темп речи.

Штриховка (Арбуз)

Цель: Учить проводить линии сверху вниз, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

5

Произношение.

Звук [у]

Закрепить правильное произнесение звука [а];  познакомить детей со звуком [у]; выделять звук [у] в начале слова; выделять [у] из ряда гласных звуков; развивать внимание и память.

Рисование по точкам «Улитка»

Цель:
учить соединять точки согласно инструкции,  не отрывая карандаш от листа бумаги.

октябрь

6

Произношение.

Звук [а, у].

Закрепить знания детей об изученных звуках; учить детей выделять звук из начала слова; звуковому анализу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Рисование по точкам «Утюг», «Аквариум»

Цель:
учить соединять точки согласно инструкции,  не отрывая карандаш от листа бумаги.

7

Звук [о]

Познакомить детей со звуком [о], его звучанием и артикуляцией; учить детей выделять звук [о] из начала слова; выделять звук [о] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Штриховка «Осы»

Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

8

Произношение.

Звук [и]

Познакомить детей со звуком [и], его звучанием и артикуляцией; учить детей выделять звук [и] из начала слова; выделять звук [и] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Штриховка «Индюк»

Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

9

Произношение.

Звук [и]

Закреплять правильное произношение звука [и]; учить детей выделять звук [и] из начала слова; выделять звук [и] на слух в ряде гласных звуков; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание, память.

Штриховка «Шарики»

Цель: учить проводить наклонные линии, не выходя за контур. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

ноябрь

10

Произношение. Звук [м]

Познакомить детей с произношением  звука [м], его артикуляцией, характеристикой; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, определять их последовательность, соотносить с символами; развивать слуховое внимание, память.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

11

Произношение. Звук [м,]

Познакомить детей с произношением  звука [м,], его артикуляцией, характеристикой;  учить определять количество звуков и их последовательность; развивать внимание и координацию движений.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

12

Произношение.

Звук [н]

Познакомить детей с произношением, артикуляцией, характеристикой звука [н]; развивать фонематическое восприятие; учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков; развивать внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

13

Произношение. Звук [н,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [н,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

декабрь

14

Произношение. Звук [ф]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [ф]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать память, внимание и координацию движений.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

15

Произношение. Звук [ф,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [ф,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

16

Произношение. Звук [в]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [в]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию движений.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

17

Произношение. Звук [в,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [в,]; учить определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

январь

18

Гласные и согласные звуки (повторение)

Учить детей различать гласные и согласные звуки; определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений.

Знакомство с тетрадью в крупную клетку.

Цель: формировать умение ориентироваться на листе в клетку (начало строки, поля…)

19

Гласные и согласные звуки (повторение)

Учить детей различать гласные и согласные звуки; определять количество звуков и их последовательность; развивать фонематический слух, память, внимание и координацию и темп движений.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

20

Гласные звуки (итоговое занятие)

Учить различать изученные гласные звуки и соотносить их с символами; упражнять в развитии звукового анализа и синтеза сочетаний гласных звуков; развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

февраль

21

Произношение. Звук [л,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [л,]; закреплять правильное произнесение звука [л,] в слогах и словах; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание, память; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить понимать значение прилагательных, противоположных по смыслу.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

22

Произношение. Звук [л,]

Закреплять правильное произнесение звука [л,] в словах и предложениях; учить определять последний согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить подбирать слова – антонимы; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

23

Произношение. Звук [Э]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [э]; упражнять в правильном произнесении звука [э] в слогах и словах; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить выделять последний согласный звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; учить самостоятельно по аналогии подбирать определения к названиям предметов.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

24

Произношение. Звук [Э]

Упражнять в правильном произнесении звука [э] в словах и предложениях; закреплять умение выделять гласные звуки из начала слова; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов, определять их последовательность;  учить выделять последний звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память; учить согласовывать местоимения эта, это, этот, эти с существительными и составлять с ними предложения.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

март

25

Произношение. Звук [п]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [п]; учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; самостоятельно по аналогии подбирать определения к предметам; развивать фонематический слух, внимание и память.

«Рисование по контурам»
Цель: формировать умение соединять точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

26

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить запоминать и воспроизводить различные сочетания, состоящие из трех обратных слогов, слова в определенной последовательности; продолжать учить детей описанию предметов; развивать слуховую память.

«Рисование по контурам»
Цель: формировать умение соединять точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

27

Произношение. Звук [п,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [п,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; развивать фонематический слух, внимание и память; учить детей самостоятельно по аналогии подбирать антонимы  к названиям хорошо знакомых предметов, игрушек.

Работа в тетради к летку  «Заверши рисунок »
Цель: формировать умение  симметрично заданному  рисунку создавать изображение по клеточкам.

28

Произношение. Звук [т]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [т]; упражнять в правильном произнесении звука [т] в слогах, словах и предложениях; в звуковом анализе и синтезе обратных слогов учить определять количество звуков в слоге и их последовательность; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради к летку  «Заверши рисунок »
Цель: формировать умение  симметрично заданному  рисунку создавать изображение по клеточкам.

29

Произношение. Звук [т,]

Познакомить детей с артикуляцией и произношением звука [т,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить образовывать мн ч названий детенышей животных; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради к летку  «Заверши рисунок »
Цель: формировать умение  симметрично заданному  рисунку создавать изображение по клеточкам.

апрель

30

Произношение. Звук [к]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [к]; учить выделять последний согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память.

Диктант по клеточкам «Котик»

Цель:  учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении. 

31

Произношение. Звук [к,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [к,]; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить составлять предложения с предлогом на; развивать фонематический слух, внимание и память.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

32

Произношение. Звук [й,]

Упражнять в правильном произнесении звука [й] в слогах, словах и предложениях; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; учить детей определять по грамматической форме числа глаголов, кому принадлежит совершаемое действие – одному или нескольким.

«Штриховка» 

Цель:  упражнять в выполнении различных видов штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)

33

Произношение. Звук [б]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [б]; учить выделять первый согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память.

Диктант по клеточкам «Бабочка»

Цель:  учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

май

34

Произношение. Звук [б,]

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой  звука [б,]; упражнять в правильном произнесении звука [б,] в слогах, словах и предложениях; учить выделять первый согласный звук в слове; упражнять в звуковом анализе и синтезе обратных слогов; развивать фонематический слух, внимание и память.

Диктант по клеточкам «Белочка»

Цель:  учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

35

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Учить детей воспроизводить различные сочетания с парными звуками; развивать слуховое внимание и память; учить детей выполнять инструкции с предлогом на.

«Фигурные дорожки»
Цель: формировать умение провести фигурную дорожку, точно следуя всем изгибам и поворотам линии, не отрывая карандаш.

36

Итоговое занятие

Повторить изученные гласные и согласные звуки; формировать умение выделять первый звук в слове; развивать фонематический слух, внимание и память.

Работа в тетради в крупную клетку.

Цель: формировать умение продолжить узор по заданному образцу.

Список литература

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

2. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (5 – 7 лет) / Авт. – сост. А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2017.

4. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Для развития графического навыка следует использовать:
рисование линий: прямые дорожки, фигурные;
рисование по точкам, по контурам по клеточкам;
выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:
пальчиковую гимнастику;
упражнения на освоение предметных действий.
При выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Необходимо сразу учить ребенка правильным приемам действия:
вести линию сверху вниз и слева направо;
уметь выполнять линии различной толщины и формы;
штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на:
правильность посадки за столом;
выполнение нужно начинать с простых заданий и постепенно повышать сложность.

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
Специальные упражнения на развитие графических навыков
Прямые дорожки
Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.


Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.
Линии должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.

Программа занятий

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Возраст детей 5-6 лет.

Срок реализации программы– 8 месяцев.

Время проведения: 1 раз в две недели, продолжительностью 25 мин.     Количество детей: вся группа -16 человек.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie